Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе автор: Петков Сергей Валериевич, доктор
юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и
административного права института права имени Владимира Сташиса
Классического приватного университета
Российский
народ издревле занимал те земли, на которых он живет и по сей день. Как
везде, так и здесь в особенности, реки служили народонаселению
проводницами – по ним «сидели» племена, на них со временем появились
первые города. Российские реки во многом содействовали единству
народному и государственному, и при всем этом речные системы определяли
вначале и системы областей. Направление течения рек позволяет провести
областное разграничение исконных российских земель. Так, по четырем
главным системам Российская земля разделялась в древности на четыре
главные части: первую составляла северо-западная область; вторую –
северная; третью – восточная; четвертую – западная.
Проводя подобное
разграничение, все же не следует забывать об однообразном природном
ландшафте России: ровной равнине, густо заросшей лесом и сплошь
изрезанной реками и речушками, вытекающими или впадающими в озера,
создающими целые озерные системы, что делает местность болотистой, а
климат зачастую не очень здоровым. Такое однообразие позволяет говорить
о единстве российского народа. Потому что однообразие природных форм
ослабляет областные привязанности, ведет к однообразным занятиям,
однообразность занятий отражается в обычаях, нравах, верованиях.
Схожесть нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения.
Одинаковые потребности указывают на одинаковые средства к их
удовлетворению. Отсюда понятна обширность российской государственной
области, однообразие частей и прочная связь между ними.
Викинги (худ. А. Макбрайд) =>
Академик Н.Н.
Моисеев подчеркивал: «Россия – это не просто государство, это особая
цивилизация. Лежит между латинским Западом и мусульманским Востоком.
Особая цивилизация потому, что есть удивительный сплав трех культур.
Третья – это лесная культура. Лесную культуру угро-финских народов
никак нельзя сбрасывать со счетов… Так кто же мы?.. Я думаю, что мы в
гораздо большей степени, нежели, скажем, финны или эстонцы, несем в
себе эту старую, языческую лесную культуру. Я сам это почувствовал
очень остро – было дело, судьба занесла как-то в Коми. Мы изучали
Тиманский кряж, и пришлось приличное время прожить в окружении
настоящих зырян, как их раньше называли. И я отчетливо ощутил, как
много ниточек нас связывает. Отношение к лесу, к реке, к воде… Оно идет
вовсе не от Киевской Руси, а отсюда… Мы – это сложнейший культурный
синтез. И глубинная суть этого синтеза, его результат – знаете, он в
чем? Он дал нам великую способность: легко жить с другими народами. Это
великое дело».