Первые летописные упоминания о российских племенах
Замкнутые
в своем собственном мире лесов, отгороженные от соседних народов и,
зачастую, даже друг от друга непроходимой сетью болот и рек, россияне
более чем какой-либо другой народ Европы находились в своем первобытном
безгосударственном состоянии, рассеянные на огромных пространствах.
«Россией» греки называли земли, расположенные далеко на севере
известного им мира. Рассеянный на огромных территориях народ долгое
время находился в своем первобытном состоянии, занимаясь охотой и
рыболовством, климатические и географические условия вели к образованию
особого антропологического и нравственного типа россиянина. В.Н.
Татищев говорит, что даже само имя «россияне» произошло от слова «рассеянные» (4).
Совсем иной вид представляла собой соседняя степная территория: с
редкими участками леса, открытые пространства которой заставляли
степное население издревле, объединяясь в государства, противостоять
многочисленным наездникам. С названием такого степного народа связано и
первое упоминание о российских племенах в VI в. Иордан писал, что
король гетов Германарих покорил чудь, весь, мерю, мордву и другие
племена, населяющие земли России (5). Так,
еще в те далекие времена кочевая скотоводческая степь стала оказывать
свое могучее влияние на племена охотников и рыболовов лесных областей.
Именно в борьбе со степным населением закладывались основы российского
государства при Андрее Боголюбском и его преемниках – собирателях
российских земель.
Только через пять веков, после первого упоминания о
российских племенах, они вновь появляются на страницах письменных
источников – в Летописи первого российского летописца Нестора
Белоозерского указывается, что в Яфетовой части сидит
чудь и всякие народы меря, мурома, нарова, весь, мордва, заволочская
чудь, пермь, ильмень, печера, дрягва, древа, полота, водь, ям, вять,
кривь, сиверь, радим, угра, корсь и либ (6). Многие из перечисленных
племен более правильно было бы назвать племенными союзами, а некоторые
даже народностями, как, например, чудь заволочская. Название племен,
входивших в эти племенные союзы, возможно вывести из названия рек,
возле которых они жили. Например, на реке Ижора сидело племя ижора,
входившее в племенной союз водь, соседние племена называли их вожанами;
племя чудь жило возле озера Чудь, а племя ильмень возле озера Ильмень,
и оно входило в чудский племенной союз. Из словосочетания названия его
частей «чудь с Ильмени» и «чудь с Ловати» впоследствии возникло
название «словени». Конечно, мы не можем полностью исключить и той
версии, что племена, живущие возле озера Ильмень, были подчинены
пришлой дружиной, воины которой имели либо восточнославянское, либо
западнославянское происхождение, они-то, по мнению ряда исследователей,
и дали название всему населению (7). Реки и озера давали названия
племенам, а впоследствии городам и селам, расположившимся на их
берегах. Так, на реке Тверица возник город Тверь, на речке Дубна –
город Дубна, на реке Молога – город Молога, на реке Шоша – город Шоша,
на реке Москва – город Москва, на реке Сара – Сарское городище, на реке
Ламе – город Волок Ламский. Возле озера Клещино – город Клещин, возле
о. Белого – город Белоозеро.
Племена, которые упоминаются на страницах
Летописи, по географическому фактору объединяются в четыре народности:
чудь, чудь заволочская, чудь заволжская, чудь дреговская. В Летописи мы
можем почерпнуть не только названия племен России, но достаточно точную
географию их расселения.
____________________________________
(4) Татищев В.Н. История Российская. - М., 1963.
(5) Иордан. О происхождении и деяниях гетов. - М., 1960.
(6) Повесть временных лет. - 2-е изд., доп. и испр. - СПб., 1996.
(7) Толочко П. Київська Русь. - К., 1996.
Вернуться назад: География расселения российских племен
Читать далее: Российские племена