Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе автор: Петков Сергей Валериевич, доктор
юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и
административного права института права имени Владимира Сташиса
Классического приватного университета
Проводя
внешнюю завоевательную политику, Олег не забывал укреплять внутреннее
устройство своего государства. На землях покоренных племен по его
приказу возводились крепости – центры по сбору дани. Так возникли
города Переяславль (поляне), Чернигов (радимичи), Новгород-Сиверский
(сиверяне). Для управления древлянами конунг использовал имеющийся
административный центр – Искоростень.
<= Тризна по смерти князя Олега
На
подвластных землях Олег вводил принесенную с севера языческую веру в
идолов, главным из которых был покровитель воинов – бог Перкунас или
Перун. Волхвы – отправители культа Перуна – пользовались у конунга
особым авторитетом. Волхования жрецов импонировали конунгу. Олег І
также занимался вещеванием, за что и был прозван народом как «Вещий».
Однако
к концу правления Олега назревает конфликт князя с волхвами. И на одной
из тризн в степи Олег был отравлен волхвами, над которыми он имел
неосторожность насмеяться и обвинить их во лжи, сказав: "Неправдиво
говорят волхвы, и все то – ложь есть" (15). Позже это событие обрело
форму красивой легенды о выполнившемся предсказании волхвов и смерти
князя от укуса ядовитой змеи, выползшей из черепа бывшего коня Олега.
Многие ученые обращали свое внимание на поразительное сходство
биографических данных конунга Олега (Ольга или Хельга) и легендарного
скандинавского воителя Одда. Даже один из верных друзей Одда имел имя
Асмуд, такое же, как и у авторитетного вельможи при дворе Игоря и Ольги
«кормильца», князя Святослава I Славного.
____________________________________
(15) Повесть временных лет. - 2-е
изд., доп. и испр. - СПб, 1996.