Изгнание варягов
После
того, как Владимир І Великий (980–1015) занял Киевский престол, варяги
обратились к своему предводителю: «Это город наш, так как мы захватили
его. Поэтому мы хотим взять откуп с каждого человека по гривне».
Владимир ответил: «Подождите с месяц, пока вам деньги соберут». Варяги
ждали месяц, но Владимир за это время собрал новую дружину из местных
племен, по численности превышающую варяжскую. Видя, что силы не равны,
варяги сказали князю: «Обдурил ты нас. Отпусти нас в Византию». На что
тот ответил: «Идите». Выбрав из варягов наиболее мудрых и храбрых, он
посадил их в городах, а других отпустил в Константинополь. Впереди
наемников он посылает послов к императору со словами: «Идут к тебе
варяги. Не держи их в столице, так как они могут натворить в городе то
же, что и здесь, а разошли их в разные стороны» (31).
Таким
образом, нельзя говорить о значительном уменьшении влияния варягов в
Киевском государстве и во времена правления Владимира. Впоследствии
достаточно часто на страницах летописи действующими лицами выступают
варяги. Сам Владимир на первом этапе киевского княжения ревностно
придерживался язычества, как и его наемное воинство. В жертву языческим
богам, во главе с богом грозы и молний Перуном, приносились люди. Среди
киевлян был варяг Туры, который крестился в Византии. На его сына Ивана
пал жребий быть принесенным в жертву. Попытка варягов обороняться от
язычников не увенчалась успехом – оба были растерзаны разъяренной
толпой фанатиков.
С
помощью своих воевод, среди которых были воеводы Волчий Хвост и Добрыня
(правивший от имени Владимира І в Новгороде), князь усмирил бунты
вятичей, радимичей и волжских булгар. Воевал с поляками, заняв города
Премышль и Червен. Завоевал земли Прибалтики, где проживали ятвяги.
Присоединил к Киевскому государству хорватские земли в Карпатах.
Постоянные столкновения с печенегами привели к ослаблению кочевников, и
уже во времена сына Владимира І Великого, Ярослава І Мудрого, они
перестают представлять для Киева сильную угрозу, а вскоре на смену им
приходят из степи новые враги – половцы.
В
это же время Византия продолжает играть одну из ключевых ролей в
политической жизни Северного Причерноморья. Ее интересы сталкиваются с
интересами Киевского государства. Войска Владимира І продвигаются к
византийским владениями в Крыму. После длительной осады Херсонеса
(Корсуня) был подписан мирный договор между Киевом и Константинополем.
Владимир І женился на царевне Анне и был провозглашен императором. В
Херсонесе Владимир І Великий по примеру своей бабки, киевской княгини
Ольги Великой, принял крещение по греческому православному обряду в
церкви Святой Софии. Приглашенные Владимиром І в Киев греческие и
болгарские священники, знавшие славянский язык, в 988 г. крестили все
население Киевского государства. Христианство распространилось по всем
уголкам Империи Владимира І Великого. В Киевской земле Владимир строит
целый ряд городов, заселяя их переселенцами из словен, кривичей,
вятичей для обороны от кочевников. Переведенная на славянский язык
литература, распространение грамотности среди населения, развитие
зодчества и ремесел – основные черты правления Владимира І, за свою
деятельность названного Святым.
«Сей
каган наш Владимир, славный от славных родился, благородный от
благородных. И вырос и окреп, с детских лет возмужав, крепостью и силой
совершенствуясь, в мужестве и понимании преуспевая. И будучи
самодержцем земли своей, покорил себе окрестные страны: одних миром, а
непокорных мечем. Итак, когда он жил и пас землю свою справедливо с
мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость всевышнего -
взглянуло на него всемилостливое око благого бога, и воссиял разум в
сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого
бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую» (32).
______________________________________________
(31) Повесть временных лет. - 2-е изд., доп. и испр. - СПб, 1996.
(32) Там же.
Вернуться назад: Объединение варяжских княжеств в единое государство
Читать далее: Варяжские наемники в Византии